Как в Буджаке выращивали апельсины, лимоны и хлопок

Мало кто знает, что во времена, когда Гагаузии еще не было как автономии, на этой территории выращивали не только традиционные овощи и фрукты, знакомые каждому с детства, но и вполне экзотические: лимоны и апельсины. Как бы маловероятно это ни звучало сегодня, но в середине прошлого века на просторах Буджакской степи, в частности на территории Чадыр-Лунгского района действительно выращивали цитрусовые.

И это можно было бы считать шуткой, если бы не достоверные факты, приведенные директором Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея Стефанидой Стамовой со ссылкой на цитату из публикации в газете «Маяк», печатного органа политотдела Кириет-Лунгской МТС: «Коммунистическая партия и Советское правительство наряду с возделыванием зерновых, технических и других сельскохозяйственных культур большое внимание уделяют увеличению площадей, занятых под цитрусовыми и субтропическими культурами, за счет продвижения этих культур в новые районы возделывания.

За последние годы насаждения цитрусовых продвинулись на юг нашей республики. В частности, они возделываются и в нашем [Чадыр-Лунгском] районе» (октябрь 1953 года).

Однако ни к чему грандиозному эта передовая идея не привела: затея превратить Буджакский край еще и в родину цитрусовых здесь успешно провалилась. Несмотря на все старания и рвения гагаузских колхозников, в первый же год эксперимента погибло 65% саженцев. И это при том, что затраты и усилия действительно прилагались немалые: саженцы высаживались в специальный грунт, в специальных теплицах.

Из того же официального источника узнаём, что только в одном колхозе «Комсомолец» на приобретение саженцев было потрачено 32,637 советских рублей, не считая прочих трат. Климат климатом, а виновным в гибели саженцев «назначили» руководителя колхоза, который якобы «не уделял должного внимания» новым насаждениям.

Кстати, пострадали от невыполнимой задачи по выращиванию апельсинов не только работники Чадыр-Лунгских колхозов, но и Твардицких. Напомним, что до самоопределения Гагаузии, село Твардица, как и другие села с компактным проживанием болгар — Валя-Пержей и Кирютня, довольно долгое время входило в состав Чадыр-Лунгского района.

Как рассказал исследователь местной истории, краевед-любитель из Твардицы Дмитрий Балтажи, в начале 50-х годов прошлого века в селе было высажено более тысячи хилых лимонных саженцев, образовавших два сада на южной и северной окраинах села.

Утопическая идея выращивать лимоны там, где они никогда не росли в открытом грунте, по воспоминаниям известного партийного и хозяйственного управленца Иона Бодюла, была не до конца продуманной и популистской.

В своей книге «Дорогой жизни» Бодюл писал: «Лишь в некоторых траншеях вырастало по нескольку лимонов, которые, из-за больших затрат на их выращивание, люди называли «золотыми». К тому же, зимой во многих хозяйствах цитрусовые деревца замерзали».

Вот так и вышло, что Буджакских апельсинов и лимонов никому в прошлом веке отведать не удалось. Однако провалившаяся во времена СССР идея сегодня неожиданно получила второе рождение.

Как рассказывает Дмитрий Балтажи, одному из современных жителей Твардицы, Филиппу Ивановичу Кирову довелось однажды поработать на цитрусовых плантациях в Испании. Эти необычные для жителя Буджака деревья, а особенно их яркие спелые плоды, так заворожили нашего земляка, что, уезжая из Испании, он купил в питомнике несколько саженцев мандариновых и апельсиновых деревьев.

Дома, под скептические шуточки и ухмылки друзей и соседей Филипп Иванович высадил эти хворостинки, длиной с локоть, в специальные кадки. Поливал по часам, подкармливал по расписанию, рыхлил землю, перетаскивал весной и осенью поближе к теплу и свету, в соответствии с меняющимися комфортными условиями.

Филипп Киров, Твардица. Фото предоставил Дмитрий Балтажи

Терпение и труд всё перетрут — и каким же был его восторг и удовлетворение от первого хорошего урожая мандаринов и апельсинов, собранного со своих собственных деревьев! И как весело было смотреть в глаза соседям и друзьям — не верили ведь!

«Моя маленькая оранжерея отлично расслабляет после рабочей смены», — удовлетворенно делится впечатлениями Филипп Киров.

Он работал оператором сушильных камер на местном кирпичном заводе, и, вернувшись с шумного производства, любил посидеть под своими экзотическими деревцами, поухаживать за ними. Вот такое замечательное, а главное вкусное и ароматное хобби длиною в почти десяток лет.

Завершая тему провалившихся идей, нельзя не рассказать и другой инициативе, потерпевшей фиаско.

В начале 50-х правительство СССР принимает постановление, предусматривающее меры помощи МССР в развитии сельского хозяйства, во внедрение в производство достижений науки передового опыта, в том числе — попытки внедрить хлопководство в колхозах юга Молдавии, и в частности в Чадыр-Лунгском районе.

В колхозе им. Сталина (он тогда располагался на территории села Тирасполь, одна из частей современной Чадыр-Лунги) работала женская хлопководческая бригада под руководством председателя женсовета и агитатора А.Губогло. Ее бригада взяла на себя соцобязательство получить по 12 центнеров хлопка-сырца с гектара.

В мае 1951 в Чадыр-Лунге состоялось республиканское совещание хлопоководов, сообщала Чадыр-Лунгская районная газета «Сталинская Победа». В те весенние дни местные колхозники как раз вели прополку хлопка, а уже осенью урожай оказался таким большим, что хлопок не успевали до морозов ни собрать, ни высушить. Замерзший хлопок раздали колхозникам, чтобы они его дома сами высушили и затем сдали. С уборкой урожая опоздали еще и потому, что осень в тот год выдалась дождливая, и коробочки не успевали вовремя раскрыться. Приходилось убирать урожай вручную — по 20–30 килограммов в день на одну сборщицу.

Фотокопия из старой подшивки газеты “Знамя”. Женская хлопководческая бригада А.Губогло на хлопковом поле

Воспоминаниями о том периоде поделился житель Чадыр-Лунги Николай Тукан: «Несмотря на то, что местность тут довольно солнечная, хлопок у нас все-таки не дозревал. Я сам мальчиком довольно часто бегал на работу к отцу, в колхоз, где в бригаде №1 в том числе выращивали и хлопок. Предполагалось, что здесь буду получены огромные объемы этой продукции и, соответственно, под ожидаемые большие урожаи на правом берегу речки Лунги строился огромный хлопкозавод. По масштабам Чадыр-Лунги это было колоссальное строительство: площадь территории более 20 гектаров, на которых располагались различные цеха для переработки сырья и вспомогательные постройки».

К 1952 году на тираспольских землях Чадыр-Лунги хлопком было занято 280 гектаров земли.

Но уже через несколько лет возделывание этой культуры в Молдавии признали неэффективным. Когда руководство республики убедилось в несостоятельности этой идеи, Чадыр-Лунгский хлопкозавод было решено перестроить под ставший затем знаменитым на весь СССР мясокомбинат. Но это уже совсем другая история.

Источник: Блог Наты Чеботарь

Вам также могут понравиться