Что такое topal canavar günü и причём тут ballı pita
Некоторое время назад мы напомнили нашим читателям о таких уходящих в историю народных праздниках, как «волчьи праздники» в культуре гагаузов, где рассказывалось о культе почитания волков. Впрочем, образ волка в культуре гагаузов довольно противоречивый, что объясняется условиями их хозяйственной деятельности — постоянной угрозой нападения волков на скот.
Древний запрет на уничтожение волков иногда нарушали, о чем свидетельствует народное предание о праздновании дня в честь «хромого волка», которого убил человек, чтобы спасти свою жизнь.
День в честь «хромого волка» отмечали в праздник Введения в храм Богородицы (21 ноября/4 декабря). В народе этот праздник называется topal canavar günü (день «хромого волка»). Этот день отмечался особо, вероятно, чтобы искупить вину (нарушение запрета) одного из своих соплеменников, убившего волка. Согласно гагаузским преданиям, этот волк считается более опасным, чем другие волки. В день «хромого волка» приготовляли специальную лепешку на дрожжах, которую смазывали медом (ballı pita). Ею рано утром угощали детей и соседей.
Соблюдение «дня хромого волка», который включал в себя приготовление жертвенной лепешки, можно рассматривать, как реликт древних жертвоприношений волку.
Можно предположить, что данный обычай является одной из позднейших форм «обряда очищения» (своеобразного извинения перед волками). Обычай устраивать охоты на волков с целью истребления опасных хищников, а также возникновение различных сатирических сказок с образом волка, относятся к более позднему времени.
Анализируя обрядность «волчьих праздников» у народов Балкано-Карпатского региона следует отметить, что культ волка у гагаузов приобрел некоторые общие черты, свойственные народам этого региона. Обрядность «волчьих праздников», а также даты их празднования во многом совпадают у болгар, народов Югославии, румын, молдаван с гагаузской обрядностью.
В то же время, по мнению известного этнографа Михаила Губогло, цикл «волчьих праздников» у гагаузов хронологически гораздо шире, чем у окружающего болгарского населения, и имеет более широкую тематику обрядовых действий. Таким образом, культ волка у гагаузов «был рожден спецификой кочевой жизни». Исследования, проведенные тем же автором, показали, что «многие элементы таких обрядов (у гагаузов, связанных с культом волка — Е. Квилинкова) совпадают с аналогичными явлениями у средневековых куман, описанными в русских летописях и в византийских хрониках.
С другой стороны, наличие культа волка у гагаузов объединяет их с другими тюркскими народами, для которых также характерен культ волка.
Однако на основании элементов, сохранившихся у гагаузов, мы не можем говорить о тождественности культа волка у гагаузов и у других тюркских народов, поскольку у гагаузов отсутствует предание о волке, как о прародителе.
Источник: Блог Наты Чеботарь