Полное видео с Конференции в День памяти жертв голода в Гагаузии
Анализ современных направлений исследований и исторической валоризации памяти жертв сталинских репрессий, оценка этапа восстановления исторической памяти и определение новых стратегий интеграции этой темы в образовательное, культурное и гражданское пространство Республики Молдова — главные вопросы, оказавшиеся в центре внимания представителей научного сообщества и историков, музейных работников, представителей местных публичных органов власти, собравшихся в этом году в Авдарме на традиционную научно-практическую Конференцию, посвященную памяти жертв Голодомора 1946-47 годов.
В приветственном слове историк, основатель Музея истории села Авдарма Игнат Казмалы особенно отметил, что на сегодняшний день установлено 4 000 архивных документов, подтверждающих тот факт, что голод 1946-47 годов на юге Молдавии, о котором идет речь, был искусственно организован и спровоцирован советскими властями, дабы подчинить местное население, заставить людей вступать в колхозы, заставить их отказаться от собственного имущества, заработанного тяжелым и честным трудом, и, таким образом, против своей воли, стать наёмными работниками на государственной земле.
Большинство современных ученых, исследователей, историков сходятся в едином мнении, что организованный голод 1946-1947 годов был актом молчаливого геноцида, продуманной формой репрессий, замаскированная под засуху. На самом деле засуха была только предлогом. Пока жители южного региона страны умирали от голода в сёлах, лишенные всякой поддержки, Москва экспортировала более 2,5 миллионов тонн зерна. Еще один миллион тонн сгнил на складах из-за небрежного отношения к нему. Тем временем, советские власти вводили обязательные квоты для бессарабских крестьян в разгар сильной засухи, лишая людей жизненно важных продуктов питания. А тех, кто осмеливался сохранить и скрыть хотя бы малую часть урожая ради выживания собственных семей, арестовывали, избивали и депортировали.
Экс-депутат НСГ, журналист проекта GagauzMedia Екатерина Жекова рассказала, с какими сложностями и сопротивлением им с коллегой, Еленой Карамит, пришлось столкнуться, выдвигая инициативу об учреждении в Гагаузии собственной даты памяти жертв Голодомора.
Как высказался в этой связи в соцсетях Александру Тэнасе, предложение учредить День памяти жертв голода 1946–1947 годов в Гагаузии с самого начала встретило жёсткое сопротивление. Возражали и обычные граждане, и депутаты Народного собрания. Все те, для кого советское прошлое — не трагедия, а ностальгия. Тех, кто выступал за принятие, обвиняли в попытке «дискредитировать СССР». Сам проект называли «политической провокацией», хотя он не имел никакого отношения к геополитике.
Голод 1946–1947 годов, устроенный советским режимом, стал одной из самых страшных трагедий в истории гагаузского народа. По оценкам историков, от голода погибли от 30 до 50 тысяч гагаузов. В отдельных сёлах — от 20% до 50% населения. Это не образные цифры, это смерть в каждом втором доме. Авдарма, Томай, Бешалма, Чишмикиой, Чадыр-Лунга, Гайдар — эти названия не просто география. Это места, где смерть ходила из избы в избу. Многие из этих сёл так и не вернулись к довоенному уровню населения, а некоторые не восстановились никогда.
Предлагаем вашему вниманию полную запись с Конференции, чтобы ознакомиться с содержанием всех выступлений и дискуссии участников мероприятия.
Также в контексте:
