89-летняя Ольга Петровна Казмалы: сейчас все живут очень хорошо и не знают как было сложно раньше

Ольга Петровна Казмалы, пережившая нелёгкую судьбу дочери, потерявшей родителей в годы голода и матери, похоронившей своих семерых детей. Рассказы пожилых людей стали популярны на сайте avdarma.md. Каждая из этих историй несёт в себе боль и быть может сопереживание людям, чья судьба пронизана горечью нищеты, голода и изнурительного труда позволит нам, живущим в достатке и в радости ценить жизнь человека и не допустить его унижения. Интервью с 89 – летней Ольгой Петровной Казмалы мы записали по ее просьбе, сразу после перенесенной ею пневмонии. Не всё видео, записанное с Ольгой Петровной, мы можем разместить на сайте. Состояние ее здоровья исказило четкость речи, но мы собрали несколько минут ее воспоминаний о прожитой жизни. Свою главную мысль, которую Ольга Петровна хотела донести она сформулировали так: «сейчас все живут очень хорошо и не знают как было сложно раньше. Хочу, чтобы знали и дорожили этим»

Ольга Петровна, расскажите нам о себе. Когда и где родились?

Родилась я в 1930 году, в селе Кирет – Лунга. В семье нас было пятеро детей. Я и четверо братьев. Времена были очень тяжёлые. Родители наши умерли во время голода.

С кем Вы остались после смерти родителей?

Мама умерла, а потом и отец умер в 1946 году. Мы жили очень бедно, не было денег даже на похороны. Помню дали мужчинам одну лепёшку, что бы похоронили отца. Они его из дома вынесли, а похоронили ли на кладбище не знаю. У нас не было сил даже с ними пойти.

Мне тогда было 16 лет. Старший брат был тогда уже женат и жил отдельно, а троих младших братьев я сдала в детдом, чтобы как-то спасти их от голода. Сама же осталась жить с тётей. Вскоре она меня выдала замуж за парня из Авдармы.

В каком году вы вышли замуж?

В 1948 году моя тётя выдала меня замуж за Авдарминца и я приехала жить сюда. В приданое мне дали ведро картошки и ведро пшеницы. На эти продукты моя свекровь сделала нам свадьбу, она была очень хорошей женщиной. Помогала мне во всём. Мы с мужем оба были очень молоды и даже не знакомы друг с другом. Но они оказались очень хорошими людьми. Мы полюбили друг друга.

Вы жили в одном доме?

Да, вот в этом маленьком домике. После того как я вышла замуж, я забрала двух своих братьев из детдома к себе. Больше им некуда было идти. Моя свекровь приняла их как своих. Я работала, а она смотрела за ними, растила. В те трудные времена она обоим свадьбу сыграла.

А у вас были свои дети?

Да, у нас с мужем родилось 11 детей.

Сегодня есть хорошие врачи, роддомы, а как рожали тогда?

Тогда мы и мечтать об этом не могли, времена были очень тяжёлые. Дома рожали, на поле, где прихватит. Я всех своих детей за этой печкой родила, на соломе. (В комнате, где мы беседовали с Ольгой Петровной все еще есть та сама печь)

Что стало самым большим горем, что вы пережили в жизни?

В своей жизни я перенесла очень много бед и страданий. Потеряла в юности родителей, голод пережила, но не умерла. Работали с утра до ночи с детьми на руках, но и это меня не сломило. Самым большим горем для меня было потеря своих детей. В живых осталось только четверо. Как говорится: «Бог дал, Бог взял», но очень больно хоронить детей.

Какой совет вы можете дать молодым?

По сравнению с тем временем, когда жили мы и росли наши дети, я могу сказать, что сегодня мы живём в раю. Хочу пожелать всем молодым, чтобы ценили жизнь, любили и уважали своих близких. Пусть воспитывают своих детей в мире и доброте. Сейчас все живут очень хорошо и не знают как было сложно раньше. Хочу, чтобы знали и дорожили этим.

На фото: Ольга Петровна, сын и невестка.

89-летняя Ольга Петровна Казмалы: сейчас все живут очень хорошо и не знают как было сложно раньше89-летняя Ольга Петровна Казмалы: сейчас все живут очень хорошо и не знают как было сложно раньше

Вам также могут понравиться