Гагаузы в истории. Николай Танасогло, лингвист, поэт, драматург (1895-1970)
У многих нынешних гагаузов фамилия Танасогло ассоциируется с именем Диониса Николаевича – известного писателя драматурга, ученого, педагога; автора первого романа на гагаузском языке «Долгий караван» и первого ректора Комратского Государственного университета. Имя Диониса Николаевича Танасогло носит и Национальный гагаузский театр.
Однако не все знают, какой след оставил в истории Гагаузии отец Диониса Танасогло – Николай Георгиевич. Этот пробел сейчас и постараемся восполнить. А поможет нам в этом, как всегда, директор Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея Стефанида Стамова.
Николай Георгиевич Танасогло родился 19 января (1 февраля) 1895 года в селе Кириет-Лунга ЧадырЛунгской волости Бендерского уезда, в обычной крестьянской семье.
По достижению восьмилетнего возраста мальчик поступает на учебу в сельскую начальную школу. Окончив 4 класса сельской школы, поступает в Комратское реальное училище.
Как рассказала Стефанида Стамова, пройти полный курс обучения многим тогдашних учащимся из сёл было не под силу. Основной причиной тому служило сложное материальное положение и элементарная нехватка средств у родителей. Но отец Николая Танасогло, Георгий Иванович, приложил все усилия, чтобы его сын получил достойное образование.
В те времена обучение в Комратском реальном училище считалось довольно престижным. В 1917 году Николай благополучно оканчивает училище. Но благополучие тут как раз и обрывается – грянула революция.
С 1918 года Николай Георгиевич Танасогло начинает работать учителем в родном селе.
К тому времени, когда в 1940 году в Бессарабии установилась Советская власть, Танасогло уже был назначен директором школы. Но через год власть опять сменилась, и до 1944 года Николай Георгиевич, по не самым очевидным причинам, был отстранен от педагогической деятельности.
В 1944 году Танасогло вновь возвращается к преподаванию в местной сельской школе, не жалея на это ни личного времени, ни сил. За активную работу по ликвидации безграмотности в своём селе он избирается делегатом на I-й Республиканский съезд учителей.
Параллельно с учительствованием, Николай Танасогло начинает писать. Да и как было не начать – опыт пережитого дал для этого достаточно оснований, а революция и военные годы выковали в душе у сельского учителя способность к работе с литературной образностью, наполненной гагаузским фольклором и переплетенной с выстраданной житейской мудростью.
В литературе Танасогло придерживался простых, с детства всем знакомых жанров: сказки, легенды, баллады.
«Его сказки воспитывали и заставляли размышлять. Это скорее притчи, чем сказки, – рассказывает Стефанида Стамова. – Характерную особенность произведениям Николая Танасогло придают бережно вплетенные в сюжеты мотивы гагаузского фольклора».
В 50-е годы прошлого века стихи Танасогло публиковались в местных газетах. Три стихотворения вошли в сборник «Буджактан сеслäр», изданном в 1959 году. Сборник очерков и рассказов «Буджак… Буджак» вышел уже после смерти писателя, в 1970 году.
В рассказах Николая Танасогло, как в капле воды, отражается своеобразная и самобытная жизнь гагаузского села и события начала ХХ века: события Первой мировой войны, первые годы Советской власти, создание колхозов. И наряду со всем этим описываются отношения между людьми: дружба, любовь, взаимная поддержка, умение подставить плечо.
«Николай Георгиевич стал состоявшимся писателем. Но не только. Он был одним из первопроходцев школьного обучения на гагаузском языке, – говорит Стефанида Стамова. – В 1958-1962 годах Танасогло принимает самое активное участие в подготовке и издании первых гагаузских учебников». В них вошли его замечательные переводы из русской и румынской классики, а также собственные произведения.
До последних дней Николай Танасогло трудился над изданием гагаузского словаря. Не будучи лингвистом, он, тем не менее, проделал огромную работу по сбору ценного и уникального материала. Но, к сожалению, эта работа осталась незавершенной.
Директор музея приводит вырезку из старой сохранившейся газеты, в ней советский журналист В. Кочетков рассказывает о своей встрече с Танасогло:
«Николай Георгиевич Танасогло. Местный Пимен. Сухонький, жилистый старик. Скамейка под акацией. Вечер. Щурит дымчатые глаза. А рядом словарь гагаузских слов: «сыртмач» — пастух, «юзюм» – виноград, «адаш» – товарищ, «кыр» – поле.
Когда это было? Когда мы сидели в далекой Чадыр-Лунге? Уже нет в живых Николая Георгиевича – учителя, историка, лексикографа, фольклориста, а память восстанавливает все с поразительной точностью. Два дня, проведенных с Николаем Танасогло, это поистине подарок журналистской судьбы. Журналисты по-разному познают жизнь. Мне интереснее всего было узнавать жизнь через характер, через человеческую судьбу. В Танасогло как бы сконцентрировались характер и судьба его народа».
По словам Стефаниды Стамовой, последние годы жизни Николай Георгиевич провел в Чадыр-Лунге, жил в семье своей дочери, Елены, в небольшом домике по улице Жданова (сейчас Буджакская). Здесь же, в Чадыр-Лунге, на одном из местных кладбищ, знаменитый педагог и писатель нашел свое последнее пристанище и обрел вечный покой.
«Имя Николая Танасогло, учителя и литератора, можно и должно ставить в один ряд с именем знаменитого гагаузского священника-просветителя Михаила Чакира. Это люди одной высоты, но разных эпох», – говорит Стефанида Стамова.
В 1993 году одна из центральных улиц Чадыр-Лунги – бывшая Комсомольская – была переименована и сегодня носит имя Николая Танасогло.
На заглавном фото: Николай Танасогло со своими учениками в сельской школе Кириет-Лунги.
Источник: Блог Наты Чеботарь